Выдающиеся здания города

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского

Одной из визитных карточек Москвы, наравне с Кремлем, храмом Василия Блаженного, творениями Баженова и Казакова является знаменитый особняк Рябушинского, также известный как Мемориальный музей-квартира А.М. Горького. Это место представляет интерес и как дом, где Горький провел последние годы жизни, и как образец московского модерна, созданный архитектором Федором Осиповичем Шехтелем для семьи Рябушинских — крупных меценатов, купцов, промышленников и старообрядцев.

Двухэтажный «особняк-шкатулка», маленький, но таящий в себе множество поистине сказочных элементов, находится на Малой Никитской, недалеко от Патриарших, и кроется в листве сада за типичной для модерна кованой оградой. Если вы хоть чуть-чуть разбираетесь в архитектурных стилях, то сразу поймете, что перед вами образец модерна, по огромным окнам необычных форм в резных деревянных рамах, по фризу — мозаике с растительным орнаментом под крышей. Однако главные секреты таятся внутри этого основательного и в то же время воздушного здания.

Особняк строился с 1900 по 1902 год, после чего в нем поселилась семья Степана Павловича Рябушинского, занимавшегося банковским делом, текстильной промышленностью и машиностроением. Так, Степан Павлович вместе со своим братом Сергеем Павловичем Рябушинским основали первый в России автомобильный завод АМО, позднее ставший ЗИЛом. После революции 1917 года семья эмигрировала в Италию, а в особняке по очереди размещалось пять советских организаций: сначала отдел виз и паспортов, потом Госиздат, психоаналитический институт под управлением профессора Ермакова, затем детский сад для детей партийных работников, в который, кстати, ходил Василий Сталин, и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Потом особняк передали вернувшемуся из Италии Горькому, который прожил в нем пять лет до своей смерти — с 1931 по 1936 год.

За время перехода от одной организации к другой почти вся оригинальная обстановка в стиле модерн исчезла. Поэтому весь интерьер, который можно увидеть в особняке сегодня, таков, каким он стал при жизни Горького. Если вы надумаете отправиться в музей (а его посещение пока бесплатно, но это ненадолго), советуем вам заранее записаться на групповую экскурсию, иначе вы можете не получить представления о том, как выглядел этот особняк раньше. Например, из столовой исчез огромный камин, словно из сцены бала в романе «Мастер и Маргарита».

«Старообрядцы были наиболее прогрессивными людьми своего времени, — рассказывает про первых владельцев удивительного особняка старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, архитектор Ирина Гудзь. — Они давали хорошее образование своим детям, много ездили за границу, привозили технические новинки, в том числе модные тенденции искусства. Именно такие люди были заказчиками стиля модерн в России. Здесь все было сделано в расчете на семью Рябушинского, состоявшую из четырех человек: мамы, папы и двоих маленьких детей. В этом доме царила очень доброжелательная атмосфера, все сделано с юмором, с любовью к этой семье, присутствовали элементы игры, домашнего театра».

Для Рябушинских Шехтель создал целый космос, с этой точки зрения особняк на Малой Никитской можно назвать вершиной его трудов. Здание имеет символическое деление: первый этаж — это подводное царство, второй — мир воздуха, мансарда — горний мир, молельня. Весь дом строился вокруг центрального элемента — удивительной лестницы-волны. Вот как описывается интерьер в брошюре Н.Л. Пэнэжко и С.М. Демкиной «Малая Никитская, 6», выпущенной к 100-летию особняка:

«Главным украшением особняка является парадная лестница-волна. Она располагается в центре здания, в холле, высота которого 12 метров. На фоне огромного трехчастного витража обрушивается каскад волн, вскидывающий высоко вверх люстру-медузу. Серо-зеленый эстонский вазелемский мрамор, из которого выполнена лестница в московской мастерской М.Д. Кутырина; зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушенное освещение (стекла витражей тонированные, потолка — матовые) создают грандиозную картину подводного и надводного миров».

Источник